УДК 908(470:292.471):930.22 "1801-1850"


Башкова Инга Сергеевна, старший преподаватель ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

e-mail: inga4777@pochta.ru


К вопросу формирования штата Канцелярии Таврического губернатора


Аннотация: современный структурно-функциональный подход к истории местного управления позволяет рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Анализ особенностей организации и деятельности канцелярии Таврического гражданского губернатора, как отдельного элемента механизма управления, позволяет формировать представление об эффективности государственного управления в целом.

Ключевые слова: канцелярия, Таврическая губерния, губернские учреждения, штаты губернских канцелярий


Inga Bashkova, Senior Lecturerof Crimean Federal V.I. Vernadsky University

e-mail:inga4777@pochta.ru


Annotation. Modern structural and functional approach to the history of local governance allows us to consider the governor's power as an integral system of institutions, in which each element has a specific functionality. Analysis of the peculiarities of the organization and activities of the Office of TauridaCivil Governor, as a separate element of the administration mechanism allows us to form an idea of the efficiency of public administration in general.

Keywords: Office, TauridaProvince, provincial institutions, the staff of the provincial offices

На современном этапе сразу в нескольких смежных научных направлениях много внимания уделяется эффективности государственного управления. Для успешного решения этой задачи необходима качественная оценка управления в регионах с учетом исторической составляющей. Практически все исследования, направленные на изучение высших административно-территориальных органов власти, рассматривают деятельность различных губернских учреждений только в совокупности, а потому и не дают возможности оценить эффективность отдельных элементов механизма управления, являющихся ключевыми. Одним из таких элементов, по нашему мнению, являются канцелярии губернаторов, с помощью которых последние непосредственно реализовывали свои полномочия.

С начала XXI в. ряд исследователей начали разрабатывать структурно-функциональный подход к истории местного управления, что позволило рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Как подчеркивает С.В. Любичанковский, «аппарат регионального управления сегодня необходимо рассматривать уже не как монолит, а как многоэлементную систему со своими внутренними противоречиями, и изучать по частям» [4, с. 420]. А изучение качества основных компонентов функционирования губернских канцелярий обязательно требует рассмотрения внутренней организации: структуры, делопроизводства, штатов, финансирования.

Присоединение Крыма к России было закреплено в 1783, а 02.02.1784 г. Приказом императрицы Екатерины II в была основана Таврическая область[5, с.17]. Это событие гарантировало безопасность южных границ государства и, соответственно, создавало условия для успешного хозяйственного развития земель и территорий, вошедших в состав Российской империи. Управление местными административными органами пограничных, окраинных, многонациональных территорий влияет на целостное существование великой державы. Крым был и остается очень неоднородным в демографическом отношении регионом страны. Значительные изменения в его народонаселении как раз и проходили в последней четверти XVIII - начала XX в. Процесс ассимиляции присоединенных территорий путем введения общих правил регионального упорядочения, привел к определенным изменениям в административных структурах уровня губернии.

С XVIII в. в России главами местных администраций были губернаторы. Таврическая губерния, образованная по приказу Александра I от 08.10.1802 г.[6, с. 272] не стала исключением: высшим представителем административной и политической власти стал губернатор, которого назначал российский император для осуществления общего надзора за исполнением законов и деятельностью учреждений. Кроме этого, губернатор назначал должностных лиц ведомства Министерства внутренних дел России, утверждал кандидатур на выборных должностях, представлял отчеты о состоянии губернии, пользовался правом издания обязательных постановлений.

Выполнял свои функции губернатор с помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского правления, присутствий. Канцелярия Таврического губернатора (далее - Канцелярия) начала деятельность в июне 1803г. Именно через Канцелярию осуществлялось взаимодействие с высшими и нижестоящими учреждениями, на нее возлагали обязанности по составлению всевозможных отчетов, сообщений, ведению переписки.

По штату, утвержденному в 1806 г., В Канцелярии был только один секретарь (переписчики в штат не входили, на их содержание выделялись особые суммы) и губернатор в необходимых случаях заимствовал для своей канцелярии чиновников из исполнительной экспедиции губернского правления[1, с. 5]. В связи с увеличением делопроизводства Канцелярии (например, в 1820 г.изКанцеляриивыходило 5285 документов, а в 1829 г. - уже 11 370)[2, с. 15]неоднократно ставился вопрос о необходимости увеличения количества чиновников. К сожалению обращение к Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору в 1828 г. о необходимости увеличения числа чиновников в Канцелярии осталось без внимания[1, с. 6].

Штат Канцелярии был увеличен в 1830 г. после обращения Таврического губернатора Казначеева А.И. (губернатор с 17 апреля 1829 г. - по 13 февраля 1837 г.)[3, с. 24-26], с просьбой «о необходимости в исходатайствовании содержания для Канцелярии гражданского губернатора»[2, с. 1]. Это письмо дало очень убедительные обоснования необходимости этих мер. К документу прилагались:

1) проект штата Канцелярии (приложение 1)[2, с. 2];

2) распределение дел Канцеляриипо столам (приложение 2)[2, с. 8-11];

3) записка обисходящих номерах по Канцелярии за 1820-1829 гг.[2, с. 15];

4) сведения обисполненных и неисполненных бумагах по Канцелярии за январь, февраль 1830 г.[2, с. 3];

5) правила делопроизводства для регистраторов и столоначальников[2, с. 11-13].

Разделение на столы осуществлено в 1832 г., по утвержденному в январе положению «О разделении канцелярии на столы»[1, с. 6-7]:

І стол - уголовный - вел переписку по следственным делам; о тюрьмах; об арестантах, арестантских ротах, бродягах, дезертирах, разбойниках; о беглых крестьянах, и их жалобах на помещиков; о поимке и розыске людей, их высылке или наблюдении за ними.

ІІ стол - распорядительный - вел переписку об устройстве городов и сел; о земских зданиях; о назначении, увольнении и награждении чиновников; о переводе людей из одного звания в другое; о дворянских и купеческих выборах; о вакуфах.

ІІІ стол - исполнительный - вел переписку о взыскании податей и недоимок; о справочных ценах; по вопросам сельского хозяйства; о квартировании войск; о рекрутских наборах; о кантонистах; о выдаче паспортов.

Количество столов со временем увеличивалась за счет разукрупнения существующих и выделения из них какой-либо группы вопросов. Например, в 1840-е годы появились паспортный, тайный и карантинный столы.

Структура Канцелярии еще никогда не была предметом специального рассмотрения. Одной из причин подобного положения является особенность делопроизводственной документации, сохранившейся в архивах - основного источника по проблеме. Как правило, она отражает повседневную текущую деятельность государственного учреждения и не располагает к обобщениям. Достоверные сведения оригиналов документов (приложения 1 и 2) позволят скорее определить функциональное назначение Канцелярии, и в дальнейшем оценить эффективность ее деятельности.

Список литературы:

  1. Государственный архив в АР Крым. Обзор фонда №26 «Канцелярия Таврического губернатора». – Симферополь. – 1951. – С.5

  2. Государственный архив в АР Крым. Ф. 26 оп. 1, д. 6056

  3. Ласковский В. Правители Тавриды // Известия Таврической ученой архивной комиссии. – Симферополь. – 1903. – Т.35. – С.24-26.

  4. Любичанковский С.В. Место губернаторской канцелярии в системе управления пореформенной губернией: механизмы власти и их эффективность (исследовательская программа) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т.11, №6(2) . – 2009. – С.419-423.

  5. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 1-е. – СПб., 1830. – Т.22, №15920. – С.17.

  6. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 1-е. – СПб., 1830. – Т.27, №20449. – С.272.





Приложение 1

Проект

Штата Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора

Число людей

Жалования

в год

На паек

Итого


В Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора столов три:


В Каждом Столе Канцелярских служителей:








Разрядов

высшего

1

500

500



500


среднего

1

300

300

100

100

400


низшего

2

200

400

100

200

600



Итого



4


1000


1200


200


300


1500


О трех столах


Итого



12


3000


3600


600


900


4500



Вообще по Канцелярии прочих чинов:








Правитель Канцелярии

1

1500

1500



1500


Журналист

1

900

900



900


Архивариус

1

700

700



700


Экзекутор

1

700

700



700


Переводчиков татарского языка

2

500

1000



1000


Сторожей из инвалидов

2

60

120

90

180

300


На канцелярские припасы, на отопление, освещение, прочее






2400


Всего







12000






Приложение 2

Расписание дел

по Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора

В Канцелярии полагается три стола:

Первый стол:

  • Дела уголовные, присылаемые от всех мест на ревизию.

  • Следственные вообще.

  • Ведомости о делах и содержащихся под стражей арестантах.

  • Искоренение пристанодержательства бродяг и дезертиров.

  • Расколы.

  • Происшествия.

  • Поимка беглецов всякого рода и отыскание разных лиц по Циркулярным предписаниям и требованиям.

  • Препровождение арестантов.

  • Составление срочных сведений по сим предметам.

  • Вся вообще переписка, принадлежащая по роду своему к уголовным и следственным делам.

  • Жалобы на медленность и правильность или злоупотребление по делам уголовным и следственным.

  • Переписка по делам гражданским.

Второй стол:

  • Благоустройство городов, статистические сведения и годовые сметы.

  • Штаты.

  • Строительная часть и архив.

  • Медицинская часть и аптеки.

  • Приказ Общественного Призрения.

  • Больницы, богоугодные заведения.

  • Врачебная Управа.

  • Дворянские выборы.

  • Дворянское собрание.

  • Ревизские сказки.

  • Землемеры.

  • Гвардейский эскадрон.

  • Рекрутские наборы.

  • Народное продовольствие.

  • Судакский Сад.

  • Почты и почтовые дома.

  • Топливо.

  • Подряды.

  • Квартирная комиссия.

  • Квартирование войск.

  • Городовая Дума.

  • Городовой Сад и все заведения.

  • Бахчисарайский Дворец.

  • Переписка по Сельской промышленности.

  • Оспенный комитет.

  • Взыскание податей и недоимок.

  • Духовное правление.

  • Казенные здания, Церкви и прочее.

  • Определение на службу и отставка.

  • Производство и награждения.

  • Планы городов.

  • Устройство полиции и прочее.

  • Мосты и прочее.

  • Земские повинности денежные и натуральные.

  • Определение и увольнение, отпуска и награды чиновников и служителей, также и все о них сведения.

  • Статьи городских расходов.

  • Справочные цены на провиант и прочее.

  • Казенные и земские строения.

  • Переселение людей и увольнение их для поступления в духовные и другие заведения.

  • Вызов желающих к подрядам и поставкам.

  • Годовые отчеты, равно и все сведения как по сим предметам равно и другим же принадлежащим к уголовным и следственным делам.

  • Выдача паспортов иностранцам на проживание внутри губернии и на следование в другие города.

  • Об отыскивающих вольности.

  • Жалобы крестьян на дурное обхождение с ними владельцев.

  • Жалобы на чиновников и служителей по делам частным.

  • Взыскание частных долгов.

  • Все вообще жалобы не принадлежащие к предметам первого стола.

Третий стол

В сем столе полагается иметь следующие книги на записку:

  • Сенатских Указов.

  • Министерских предписаний.

  • Генерал-губернаторских предписаний.

  • Отношений и рапортов.

  • Прошений.

  • Исходящих бумаг.

  • Открытых листов.

  • Подорожных.

  • Пересылочных денег.

  • Передаваемых в Губернское правительство подлинников.

  • Передаваемых таковых же бумаг в Приказ Общественного Призрения.

  • Объявления Почтовой канторы.

  • Отправляемых в разные места конвертов.

  • Всеподданейших донесений Государю Императору.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Инга Сергеевна Башкова