УДК 908(470:292.471):930.22 "1801-1850"
Башкова Инга Сергеевна, старший преподаватель ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
e-mail: inga4777@pochta.ru
К вопросу формирования штата Канцелярии Таврического губернатора
Аннотация: современный структурно-функциональный подход к истории местного управления позволяет рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Анализ особенностей организации и деятельности канцелярии Таврического гражданского губернатора, как отдельного элемента механизма управления, позволяет формировать представление об эффективности государственного управления в целом.
Ключевые слова: канцелярия, Таврическая губерния, губернские учреждения, штаты губернских канцелярий
Inga Bashkova, Senior Lecturerof Crimean Federal V.I. Vernadsky University
e-mail:inga4777@pochta.ru
Annotation. Modern structural and functional approach to the history of local governance allows us to consider the governor's power as an integral system of institutions, in which each element has a specific functionality. Analysis of the peculiarities of the organization and activities of the Office of TauridaCivil Governor, as a separate element of the administration mechanism allows us to form an idea of the efficiency of public administration in general.
Keywords: Office, TauridaProvince, provincial institutions, the staff of the provincial offices
На современном этапе сразу в нескольких смежных научных направлениях много внимания уделяется эффективности государственного управления. Для успешного решения этой задачи необходима качественная оценка управления в регионах с учетом исторической составляющей. Практически все исследования, направленные на изучение высших административно-территориальных органов власти, рассматривают деятельность различных губернских учреждений только в совокупности, а потому и не дают возможности оценить эффективность отдельных элементов механизма управления, являющихся ключевыми. Одним из таких элементов, по нашему мнению, являются канцелярии губернаторов, с помощью которых последние непосредственно реализовывали свои полномочия.
С начала XXI в. ряд исследователей начали разрабатывать структурно-функциональный подход к истории местного управления, что позволило рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Как подчеркивает С.В. Любичанковский, «аппарат регионального управления сегодня необходимо рассматривать уже не как монолит, а как многоэлементную систему со своими внутренними противоречиями, и изучать по частям» [4, с. 420]. А изучение качества основных компонентов функционирования губернских канцелярий обязательно требует рассмотрения внутренней организации: структуры, делопроизводства, штатов, финансирования.
Присоединение Крыма к России было закреплено в 1783, а 02.02.1784 г. Приказом императрицы Екатерины II в была основана Таврическая область[5, с.17]. Это событие гарантировало безопасность южных границ государства и, соответственно, создавало условия для успешного хозяйственного развития земель и территорий, вошедших в состав Российской империи. Управление местными административными органами пограничных, окраинных, многонациональных территорий влияет на целостное существование великой державы. Крым был и остается очень неоднородным в демографическом отношении регионом страны. Значительные изменения в его народонаселении как раз и проходили в последней четверти XVIII - начала XX в. Процесс ассимиляции присоединенных территорий путем введения общих правил регионального упорядочения, привел к определенным изменениям в административных структурах уровня губернии.
С XVIII в. в России главами местных администраций были губернаторы. Таврическая губерния, образованная по приказу Александра I от 08.10.1802 г.[6, с. 272] не стала исключением: высшим представителем административной и политической власти стал губернатор, которого назначал российский император для осуществления общего надзора за исполнением законов и деятельностью учреждений. Кроме этого, губернатор назначал должностных лиц ведомства Министерства внутренних дел России, утверждал кандидатур на выборных должностях, представлял отчеты о состоянии губернии, пользовался правом издания обязательных постановлений.
Выполнял свои функции губернатор с помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского правления, присутствий. Канцелярия Таврического губернатора (далее - Канцелярия) начала деятельность в июне 1803г. Именно через Канцелярию осуществлялось взаимодействие с высшими и нижестоящими учреждениями, на нее возлагали обязанности по составлению всевозможных отчетов, сообщений, ведению переписки.
По штату, утвержденному в 1806 г., В Канцелярии был только один секретарь (переписчики в штат не входили, на их содержание выделялись особые суммы) и губернатор в необходимых случаях заимствовал для своей канцелярии чиновников из исполнительной экспедиции губернского правления[1, с. 5]. В связи с увеличением делопроизводства Канцелярии (например, в 1820 г.изКанцеляриивыходило 5285 документов, а в 1829 г. - уже 11 370)[2, с. 15]неоднократно ставился вопрос о необходимости увеличения количества чиновников. К сожалению обращение к Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору в 1828 г. о необходимости увеличения числа чиновников в Канцелярии осталось без внимания[1, с. 6].
Штат Канцелярии был увеличен в 1830 г. после обращения Таврического губернатора Казначеева А.И. (губернатор с 17 апреля 1829 г. - по 13 февраля 1837 г.)[3, с. 24-26], с просьбой «о необходимости в исходатайствовании содержания для Канцелярии гражданского губернатора»[2, с. 1]. Это письмо дало очень убедительные обоснования необходимости этих мер. К документу прилагались:
1) проект штата Канцелярии (приложение 1)[2, с. 2];
2) распределение дел Канцеляриипо столам (приложение 2)[2, с. 8-11];
3) записка обисходящих номерах по Канцелярии за 1820-1829 гг.[2, с. 15];
4) сведения обисполненных и неисполненных бумагах по Канцелярии за январь, февраль 1830 г.[2, с. 3];
5) правила делопроизводства для регистраторов и столоначальников[2, с. 11-13].
Разделение на столы осуществлено в 1832 г., по утвержденному в январе положению «О разделении канцелярии на столы»[1, с. 6-7]:
І стол - уголовный - вел переписку по следственным делам; о тюрьмах; об арестантах, арестантских ротах, бродягах, дезертирах, разбойниках; о беглых крестьянах, и их жалобах на помещиков; о поимке и розыске людей, их высылке или наблюдении за ними.
ІІ стол - распорядительный - вел переписку об устройстве городов и сел; о земских зданиях; о назначении, увольнении и награждении чиновников; о переводе людей из одного звания в другое; о дворянских и купеческих выборах; о вакуфах.
ІІІ стол - исполнительный - вел переписку о взыскании податей и недоимок; о справочных ценах; по вопросам сельского хозяйства; о квартировании войск; о рекрутских наборах; о кантонистах; о выдаче паспортов.
Количество столов со временем увеличивалась за счет разукрупнения существующих и выделения из них какой-либо группы вопросов. Например, в 1840-е годы появились паспортный, тайный и карантинный столы.
Структура Канцелярии еще никогда не была предметом специального рассмотрения. Одной из причин подобного положения является особенность делопроизводственной документации, сохранившейся в архивах - основного источника по проблеме. Как правило, она отражает повседневную текущую деятельность государственного учреждения и не располагает к обобщениям. Достоверные сведения оригиналов документов (приложения 1 и 2) позволят скорее определить функциональное назначение Канцелярии, и в дальнейшем оценить эффективность ее деятельности.
Список литературы:
Государственный архив в АР Крым. Обзор фонда №26 «Канцелярия Таврического губернатора». – Симферополь. – 1951. – С.5
Государственный архив в АР Крым. Ф. 26 оп. 1, д. 6056
Ласковский В. Правители Тавриды // Известия Таврической ученой архивной комиссии. – Симферополь. – 1903. – Т.35. – С.24-26.
Любичанковский С.В. Место губернаторской канцелярии в системе управления пореформенной губернией: механизмы власти и их эффективность (исследовательская программа) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т.11, №6(2) . – 2009. – С.419-423.
Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 1-е. – СПб., 1830. – Т.22, №15920. – С.17.
Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 1-е. – СПб., 1830. – Т.27, №20449. – С.272.
Приложение 1
Проект Штата Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора |
Число людей |
Жалования в год |
На паек |
Итого |
|||
В Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора столов три:
В Каждом Столе Канцелярских служителей:
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрядов |
высшего |
1 |
500 |
500 |
|
|
500
|
среднего |
1 |
300 |
300 |
100 |
100 |
400
|
|
низшего |
2 |
200 |
400 |
100 |
200 |
600
|
|
Итого
|
4 |
1000 |
1200 |
200 |
300 |
1500
|
|
О трех столах |
Итого
|
12 |
3000 |
3600 |
600 |
900 |
4500
|
Вообще по Канцелярии прочих чинов:
|
|
|
|
|
|
|
|
Правитель Канцелярии |
1 |
1500 |
1500 |
|
|
1500
|
|
Журналист |
1 |
900 |
900 |
|
|
900
|
|
Архивариус |
1 |
700 |
700 |
|
|
700
|
|
Экзекутор |
1 |
700 |
700 |
|
|
700
|
|
Переводчиков татарского языка |
2 |
500 |
1000 |
|
|
1000
|
|
Сторожей из инвалидов |
2 |
60 |
120 |
90 |
180 |
300
|
|
На канцелярские припасы, на отопление, освещение, прочее |
|
|
|
|
|
2400 |
|
Всего |
|
|
|
|
|
12000
|
Приложение 2
Расписание дел
по Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора
В Канцелярии полагается три стола:
Первый стол:
Дела уголовные, присылаемые от всех мест на ревизию.
Следственные вообще.
Ведомости о делах и содержащихся под стражей арестантах.
Искоренение пристанодержательства бродяг и дезертиров.
Расколы.
Происшествия.
Поимка беглецов всякого рода и отыскание разных лиц по Циркулярным предписаниям и требованиям.
Препровождение арестантов.
Составление срочных сведений по сим предметам.
Вся вообще переписка, принадлежащая по роду своему к уголовным и следственным делам.
Жалобы на медленность и правильность или злоупотребление по делам уголовным и следственным.
Переписка по делам гражданским.
Второй стол:
Благоустройство городов, статистические сведения и годовые сметы.
Штаты.
Строительная часть и архив.
Медицинская часть и аптеки.
Приказ Общественного Призрения.
Больницы, богоугодные заведения.
Врачебная Управа.
Дворянские выборы.
Дворянское собрание.
Ревизские сказки.
Землемеры.
Гвардейский эскадрон.
Рекрутские наборы.
Народное продовольствие.
Судакский Сад.
Почты и почтовые дома.
Топливо.
Подряды.
Квартирная комиссия.
Квартирование войск.
Городовая Дума.
Городовой Сад и все заведения.
Бахчисарайский Дворец.
Переписка по Сельской промышленности.
Оспенный комитет.
Взыскание податей и недоимок.
Духовное правление.
Казенные здания, Церкви и прочее.
Определение на службу и отставка.
Производство и награждения.
Планы городов.
Устройство полиции и прочее.
Мосты и прочее.
Земские повинности денежные и натуральные.
Определение и увольнение, отпуска и награды чиновников и служителей, также и все о них сведения.
Статьи городских расходов.
Справочные цены на провиант и прочее.
Казенные и земские строения.
Переселение людей и увольнение их для поступления в духовные и другие заведения.
Вызов желающих к подрядам и поставкам.
Годовые отчеты, равно и все сведения как по сим предметам равно и другим же принадлежащим к уголовным и следственным делам.
Выдача паспортов иностранцам на проживание внутри губернии и на следование в другие города.
Об отыскивающих вольности.
Жалобы крестьян на дурное обхождение с ними владельцев.
Жалобы на чиновников и служителей по делам частным.
Взыскание частных долгов.
Все вообще жалобы не принадлежащие к предметам первого стола.
Третий стол
В сем столе полагается иметь следующие книги на записку:
Сенатских Указов.
Министерских предписаний.
Генерал-губернаторских предписаний.
Отношений и рапортов.
Прошений.
Исходящих бумаг.
Открытых листов.
Подорожных.
Пересылочных денег.
Передаваемых в Губернское правительство подлинников.
Передаваемых таковых же бумаг в Приказ Общественного Призрения.
Объявления Почтовой канторы.
Отправляемых в разные места конвертов.
Всеподданейших донесений Государю Императору.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 Инга Сергеевна Башкова