УДК 330.322.14


Власов Александр Александрович, кандидат экономических наук, директор ООО «Курская областная торгово-консалтинговая компания»

e-mail: vlasov046@mail.ru

Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета, старший казначей Управления Федерального казначейства по Курской области

e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru


ПОДДЕРЖКА КЛАСТЕРОВ КАК ПРИОРИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы механизмов региональной социально-экономической политики, рассмотрены варианты определения понятия «кластер», использован сравнительный анализ кластерной политики европейских стран. Приводятся фактологические и статистические данные, отражающие состояние проблемы.

Ключевые слова: региональная социально-экономическая политика, кластер, кластерная политика.


Vlasov Alexander Aleksandrovich, the director of JSC Kursk Regional Trade and Consulting Company

e-mail vlasov046@mail.ru

Podosinnikov Evgeny Yuryevich, the candidate of political sciences, the associate professor of management and public and municipal administration of Kursk state university, the senior treasurer of Management of Federal Treasury across Kursk region

e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru


SUPPORT OF CLUSTERS AS PRIORITY OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC POLICY


Summary: in article topical issues of mechanisms of regional social and economic policy are raised, options of determination of the concept "cluster" are considered, the comparative analysis of cluster policy of the European countries is used. Regional data on Kursk region – the factual and statistical, reflecting a condition problems are provided.

Keywords: regional social and economic policy, cluster, cluster policy.


В современных условиях наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности страны является кластерная политика. В отдельных государствах Европы кластерная политика начала применяться с 80-х гг. ХХ века. Следует отметить, что в ЕС утвержден «Манифест кластеризации в странах ЕС» (2006 г.) и «Европейский кластерный меморандум» (2008 г.). Значительное количество кластеров функционирует в странах ЕС, так в Италии их 206, в Великобритании – 168, во Франции – 96, в Дании – 34, в Германии – 32, в Нидерландах – 20 и в Финляндии – 9 [10].

Мировая практика свидетельствует о том, что в последние годы процесс формирования кластеров происходит довольно активно также на территории США, где насчитывается 380 кластеров, в Индии – 106 [10].

Под кластерной политикой следует понимать систему государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций [4].

Основными принципами кластерной политики являются: целесообразность, иерархичность, комплексность, дифференцированный подход, согласованность и взаимная увязка, координация, системность, стимулирование, поддержка.

Кластерный подход находит свою основу в трудах Маршалла и Шумпетера, можно сказать, что историческими основами кластерного подхода выступают, с одной стороны Маршалловский «индустриальный район» и экономика агломераций, а с другой стороны инновации Шумпетера, способствующие экономическому росту внутри региональных агломераций.

Таким образом, в кластере одновременно реализуются две основные функции:

1) снижаются расходы за счет близкого соседства связанных фирм;

2) распространяются инновации от одной фирмы к другой, обеспечивая постоянный рост производительности в кластере в целом.

Современный же интерес к кластерной концепции во многом связан с трудами Майкла Портера, по определению которого «кластер - это группа географически со­седствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организа­ций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [9].

Кластерная политика – один из эффективных инструментов развития территорий и регионов. Наибольшее распространение кластерный подход получил в Европейском Союзе, где он возведен в ранг государственной политики. Российская Федерация приступила к активной поддержке инновационных территориальных кластеров с 2011 года.

В «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» [1] основная цель кла­стерной политики идентифицирована как обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производст­венных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Состав задач, необходимых для достижения названной цели, включает:

  • формирование условий для эффективного организационного развития кластеров (выявление участников кластера, разработку стратегии его развития);

  • обеспечение эффективной поддержки проектов, направлен­ных на повышение конкурентоспособности участников кластера;

  • обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кла­стерной политики на региональном и отраслевом уровне; коорди­нации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимате­лей по ее реализации.

Кроме того, постановка цели и задач в этом нормативном до­кументе дополнена фиксацией эффектов кластерной политики, к которым отнесены:

рост производительности и инновационной активности пред­приятий, входящих в кластер;

рост конкурентоспособности бизнеса за счет реализации по­тенциала эффективного взаимодействия участников кластера;

повышение уровня национальной технологической базы по­средством приобретения и внедрения критических технологий, но­вейшего оборудования;

повышение скорости и качества экономического роста;

обеспечение доступа предприятий кластера к современным методам управления и специальным знаниям;

получение предприятиями кластера эффективных возможно­стей выхода на высококонкурентные международные рынки;

активизация привлечения прямых инвестиций;

повышение степени переработки добываемого сырья;

рост импортозамещения;

повышение уровня неценовой конкурентоспособности отече­ственных товаров и услуг;

повышение интенсивности развития малого и среднего пред­принимательства;

обеспечение ускоренного социально-экономического разви­тия регионов базирования кластеров.

Предложенная в «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» [1] формулировка целевой функции кластерной политики не позволяет четко определить ее отличи­тельные характеристики, поскольку и другие виды региональной политики (инновационная, промышленная, инвестиционная и др.) также призваны содействовать достижению высоких темпов эко­номического роста. Акцент на диверсификацию экономики тоже не фиксирует специфики этой функции, поскольку и другие виды по­литики также ориентированы на тот же результат (например, реа­лизация инвестиционных проектов инновационного характера со­действует появлению и развитию элементов «новой» экономики).

Что касается указанного состава эффектов этой политики, то он не имеет однозначной оценки. С одной стороны, к его позитивных характеристикам следует отнести высокий уровень разнообразия результатов, с достижением которых органы власти субъекта РФ связывают поддержку процессов кластеризации социально-экономического пространства региона.

С другой стороны, имеется и ряд недостатков. Во-первых, выделенные эффекты не субор­динированы (нетрудно заметить, например, что активизация при­влечения прямых инвестиций является лишь средством для полу­чения таких эффектов, как рост производительности труда и инно­вационной активности предприятий, повышение их конкурентоспо­собности). Во-вторых, поскольку разработка и реализация кластер­ной политики осуществляется разными субъектами (органы власти, бизнес-структуры, очевидно, что при наличии общих для них эф­фектов, возможно и существование избирательных для каждого из них.

Некоторые из существующих и наиболее часто употребляемых в научной и учебной литературе определений понятия «кластер» приведены в таблице 1.


Таблица 1 – Варианты определения понятия «кластер»*

Понятие «кластер»

Автор, название источника

группа однородных взаимосвязанных экономических объектов (корпораций, отраслей или предприятий

Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России / Под ред. С.Г. Ерошенкова. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 888 с. [7]

это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций

Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. – Cambridge, 1998. – Vol. 76, N 6. – Р. 77 [9]

это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных между собой компаний в соответствующих отраслях, специализированных поставщиков, а также причастных к их деятельности организаций (университеты, торговые объединения, агентства по стандартизации), которые конкурируя между собой, одновременно проводят совместную работу

Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. – М.: Прогресс, 1993. – Т.1. – 350 с. [3]

хозяйственный блок, включающий фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением

Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – М., 2005. - № 4. – С.27-35. [2]

*Источник: составлено автором на основе данных [2, 3, 7, 9]


Кластерная политика подразумевает экономический рост, который зависит от взаимодействия бизнеса, научных и образовательных институтов, власти, промышленности. Ее основополагающей задачей является формирование условий для устойчивого развития, повышения уровня конкурентоспособности на основе стимулирования одной из новых форм инновационного развития – кластеров. Создание кластеров происходит практически во всех отраслях экономики, отдельных регионах, разных государствах [5]. Поэтому, перед научным сообществом стоит задача –исследование широкого диапазона форм, видов кластерных образований, проблем и перспектив их развития, основываясь на международном опыте.

При идентификации названных элементов региональной кластерной политики нужно учесть особенности и преимущества кластеров как особой институциональной формы организации бизнеса. В этой связи, обратим внимание на ряд обоснованных нами ранее положений, раскрывающих признаки и пре­имущества кластеров.

1. Принципиальной характеристикой кластера является его из­начальная ориентация на реализацию интересов территории (территорий), в отличие от иных типов объединений, создаваемых исходя из интересов их участников. Общим интересом для всех участников кластера является реализация конкурентных преимуществ территорий, внешних для него. В иных объединениях либо реализуются конкурентные преимущества, присущие тем или иным их участникам, либо конкурентные преимущества, возникшие как результат интеграции. Создание кластера дополняет исходные преимущества за счет появления новых, присущих самому кластеру как системе.

2. Одной из целей кластера является либо создание, либо ос­воение новых технологий, продуктов, услуг. Объединения иного типа также могут иметь такую цель, но она не является обязатель­ной.

3. Преимущества кластера для его участников носят объективный характер, т.е. они не зависят конкретно ни от одного из них. Поэтому потенциально кластеры более устойчивы, чем объединения другого типа.

4. Кластер всегда используется для реализации стратегий. В связи с этим, а также с объективностью преимуществ кластер имеет изначально заданный длительный жизненный цикл.

5. Системообразующими связями для кластера являются функ­циональные, поскольку синергетический эффект возникает в связи с объединением элементов, функционально дополняющих друг друга. Именно функциональные связи определяют характер организационно- кономических связей. Роль организационно-экономических связей - в институционализации совокупности , субъектов бизнеса и превращении ее в кластер как некоторую целостность [8].

На наш взгляд, учет особенностей кластеров, а также множест­ва эффектов, достигаемых при их создании и функционировании, является необходимым условием получения адекватной характери­стики целевой функции региональной кластерной политики.

Основная цель кластерной политики – обеспечение развития и повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе формирования и укрепления интеграционных отношений между организациями разных отрас­лей и видов деятельности, опосредующих развитие и эффективное использование научно-технологического, кадрового, производст­венного потенциалов субъекта РФ [6].

На втором уровне эта цель может быть декомпозирована на подцели:

  1. Совершенствование структуры экономики региона.

  2. Обеспечение роста конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона.

  3. Повышение целостности социально-экономической систе­мы региона.

На третьем уровне фиксируется состав задач кластерной поли­тики, который включает:

  1. Создание и развитие бизнес-групп, реализующих сущест­вующие конкурентные преимущества региона.

  2. Создание и развитие бизнес-групп, формирующих и реа­лизующих новые конкурентные преимущества региона.

  3. Формирование и развитие инфраструктурного обеспече­ния деятельности кластеров.

  1. Развитие и эффективное использование научно- технологического потенциала субъекта РФ.

  2. Развитие и эффективное использование кадрового потен­циала субъекта РФ.

  3. Развитие и эффективное использование производствен­ного потенциала субъекта РФ.

  1. Формирование и развитие долгосрочных экономических отношений между организациями различных сфер, отраслей, видов деятельности.

  2. Формирование и развитие интеграционных связей между организациями, обеспечивающими полный цикл инновационного процесса (исследование - опытное производство - внедрение - ис­пользование).

1.3.3. Обеспечение разнообразия ролей, выполняемых участни­ками кластеров (органами власти региона, бизнес-структурами, ор­ганизациями социальной сферы) [8].

Состав эффектов региональной кластерной политики может быть определен следующим образом.

Для органов государственной власти субъекта РФ наиболее значимы такие эффекты, как:

обеспечение ускоренного социально-экономического разви­тия региона;

повышение устойчивости региональной социально-экономической системы на основе формирования и развития инте­грационных связей между организациями разных сфер, видов эко­номической деятельности;

снижение уровня социально-экономической асимметрии в развитии муниципальных образований региона (при включении предприятий депрессивной территории в состав участников класте­ров);

формирование и развитие структурных элементов «новой экономики»;

повышение уровня инновационной экономики и социаль­ной сферы региона;

повышение уровня занятости населения посредством создания бизнес-групп и расширения масштабов их деятельности;

диверсификация структуры и рост объема экспорта товаров и услуг;

диверсификация структуры и рост объема импортозамещаю­щего производства;

рост объема инвестиций, в том числе, прямых иностранных, в перспективные сферы и виды экономической деятельности;

расширение участия малого и среднего бизнеса в реализации кластерных проектов.

Для организаций - участников кластеров важны следующие виды эффектов:

синергетический, связанный с появлением новой интегриро­ванной совокупности предпринимательских структур;

масштаба, составляющими которого являются обмен инфор­мацией, рабочей силой и технологиями между организациями, ра­ботающими в одном кластере;

большей устойчивостью бизнеса как некоторой целостности, поскольку отдельные возмущения во внешней среде могут быть по­гашены за счет более разнообразной и объемной ресурсной базы;

доступа предприятий кластера к современным методам управления и специальным знаниям;

рост конкурентоспособности продукции и услуг за счёт вне­дрения новых технологий, снижения затрат;

освоение новых географических и продуктовых сегментов на­ционального рынка товаров и услуг;

выход на мировой рынок продукции и услуг.

Таким образом, кластерная политика – один из эффективных инструментов развития территорий и регионов, а также региональной социально-экономической политики. Основная цель кластерной политики – обеспечение развития и повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе формирования и укрепления интеграционных отношений между организациями разных отрас­лей и видов деятельности, опосредующих развитие и эффективное использование научно-технологического, кадрового, производст­венного потенциалов субъекта РФ.

Поддержка кластеров в Российской Федерации должна стать приоритетом региональной социально-экономической политики, т.к. в современных международных условиях позволит преодолеть имеющееся отставание в социальной и экономической сфере.


Список литературы:

  1. Методические указания по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электрoнный реcурc] URL: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc124878153774 (дата oбращения – 08.05.2016).

  2. Несмачных, О.В. Кластерная политика в стратегии инновационного развития России и зарубежных стран [Текст] / О.В. Несмачных, В.В. Литовченко // Фундаментальные исследования, 2014. - № 9. – С. 162-165.

  3. Подосинников Е.Ю., Железняков С.С. Совершенствование деятельности контролирующих органов в сфере государственных закупок (на примере деятельности Курского Управления Федеральной антимонопольной службы России) // Политика, экономика и инновации. – 2015. – № 1 (1). – С. 7.

  4. Подосинников Е.Ю., Мутылина К.О. Эволюция системы управления общественными финансами в курской области // Политика, экономика и инновации. – 2016. – № 1 (3). – С. 3.

  5. Рисин, И.Б. Региональная кластерная политика: содержание и меха­низм реализации [Текст] / И.Е. Рисин. - Воронеж : Воронежский го­сударственный педагогический университет, 2014. - 112 с.

  6. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. – Cambridge, 1998. – Vol. 76, N 6. – Р. 77.

  7. Сайт Рocбизнеc Кoнcайтинг [Электрoнный реcурc] URL: http://www.rbc.ru (дата oбращения – 02.04.2016).



6

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Александр Александрович Власов, Евгений Юрьевич Подосинников