УДК 316 (075)
Волобуев Сергей Николаевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, Курский государственный университет
e-mail: svol@yandex.ru
Ковалев Михаил Михайлович, студент факультета экономики и менеджмента, Курский государственный университет
e-mail: cashmoney93@mail.ru
Управление информационной политикой муниципального образования
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы управления информационной политикой в рамках существующей геополитической ситуации на муниципальном уровне.
Ключевые слова: информационная политика, государственное управление, информационное пространство, муниципальные образования.
MANAGEMENT OF INFORMATION POLICY MUNICIPALITY
Sergey Nikolaevich Volobuyev, cand.Econ.Sci., associate professor of management and public and municipal administration, Kursk state university
e-mail: svol@yandex.ru
Mikhail Mikhaylovich Kovalyov, student of faculty of economy and management Kursk state university
e-mail: cashmoney93@mail.ru
Summary: in this article questions of management of information policy within the existing geopolitical situation at the municipal level are considered.
Keywords: information policy, state management, information space, municipalities.
Развитие информационного пространства является важной доминирующей особенностью состояния современного общества в рамках глобального экономического развития. Катализатором развития данного процесса является переход от существующих ранее моделей социального устройства и развития общественных отношений к новой модели информационного общества [1]. В своей научной публикации Т.А. Полякова [3] дает оценку основным подходам к раскрытию сущности понятия информационная политика государства.
Рисунок 1 – Характеристика подходов к информационной политике
Согласно мнению автора существуют пять основных подходов на рассматриваемое явление. На рисунке 1 раскроем основные положения данных подходов.
В целом можно сделать вывод о том, что разброс мнению в области раскрытия сущности государственной информационной политики достаточно разнообразен. Вопрос доверия населения СМИ является важнейшим. Так результаты опросов общественного мнения, опубликованные в СМИ, особого доверия не вызывают. Только около 30 % опрошенных готовы подтвердить своё доверие к таким опросам. В общей сложности, 71 % курян считают информацию о деятельности представителей власти, полученную из СМИ, предвзятой и необъективной. Это относится, хотя и в меньшей степени (41,6 %), и к освещению политических событий [6].
Таблица 1 - Оценка объективности СМИ федерального и регионального уровня
Критерий оценки |
Центральное телевидение, % |
Местные телеканалы, % |
Объективно показывают действительность |
18,8 |
31,8 |
Приукрашивают действительность |
53,5 |
34,0 |
Очерняют действительность |
16,3 |
4,0 |
Затрудняюсь ответить |
11,3 |
30,2 |
Вопрос влияния информационных, общественно-политических передач телевидения на настроение и поведение людей получил определенный ответ – такое влияние является массовым, около 90%. То есть практически все опрошенные признают воздействие СМИ на население (таблица 2) [6].
Таблица 2 - Степень доверия результатам опросов общественного мнения
Степень доверия |
Единицы измерения % |
Никогда не слушаю такого рода сообщения |
8,5 |
Безусловно, доверяю |
10,5 |
Скорее доверяю, чем не доверяю |
19,7 |
В равной мере доверяю и не доверяю |
23,5 |
Скорее не доверяю, чем доверяю |
17,3 |
Безусловно, не доверяю |
12,5 |
Одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Курска является работа с обращениями граждан. За 2012 - 2015 годы в Администрацию города Курска поступило более 26 тыс. обращений, из них - около 60% составляют обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
В работе с обращениями граждан используются современные информационные технологии. Жители города имеют возможность направлять обращения по электронной почте, созданной на официальном сайте Администрации города Курска. За 2012 - 2015 годы рубрикой «Обращения граждан» воспользовались около 4,7 тыс. заявителей. Популярной формой общения стали прямые телеэфиры главы Администрации города с жителями о наиболее острых проблемах. За период 2012 - 2015 годов проведено около 140 прямых телеэфиров на следующих телеканалах: «ГТРК «Курск», «ТАКТ», «ТРК «Сейм», «ТВ-6 Курск». Кроме того, осуществлялся прием граждан по личным вопросам главой и руководителями отраслевых органов Администрации города Курска. По результатам рассмотрения обращений граждан приняты положительные решения по 20% обращений, по остальным даны разъяснения заявителям [5].
Большое внимание уделялось расширению доступа граждан (юридических лиц) к информации о деятельности органов Администрации города Курска, проводилась целенаправленная работа по реализации положений Федерального закона от 09.02.2012 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Концепции административной реформы в Российской Федерации. Принципиально обновлена структура официального сайта Администрации города Курска, позволяющая увеличить объем размещаемой на нем информации. Широкому информированию граждан способствовало увеличение объема информации, размещаемой в пресс-релизах, а также активное взаимодействие с журналистами и редакциями курских СМИ [2].
В целях повышения информационной открытости о деятельности Администрации города Курска регулярно рассылались по электронным адресам средств массовой информации пресс-релизы, освещающие деятельность Администрации города, основные принятые документы, события и мероприятия в различных сферах жизни города. Начиная с 2010 года главой Администрации города Курска утверждается план еженедельных выступлений в муниципальной газете «Городские известия» заместителей главы Администрации города Курска и руководителей отраслевых и территориальных органов. Тематика выступлений определяется с учетом актуальности вопросов, наиболее часто поднимаемых курянами в прессе и поступающих на официальный сайт Администрации города Курска.
Таблица 2 – SWOT-анализ информационной политики МО город Курск
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы и факторы риска |
- Стабильная система управления городом. - Конструктивный диалог органов местного самоуправления с общественными организациями, населением путем проведения публичных слушаний, встреч с населением, заседаний Общественного совета при главе Администрации города Курска. - Предоставление отдельных муниципальных услуг в режиме «одного окна». - Использование информационных технологий в организации документооборота, работе с обращениями граждан - Проведение мероприятий по развитию территориального общественного самоуправления. - Проведение внутриведомственного мониторинга качества предоставления наиболее востребованных массовых услуг, оказываемых органами Администрации города Курска. - Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия |
- Отсутствие независимого мониторинга качества муниципальных услуг, предоставляемых органами Администрации города Курска. - Несоответствие помещений архивного отдела требованиям, предъявляемым к зданиям для размещения архивов. - Отсутствие возможности предоставления полного пакета электронных услуг в связи с отсутствием соответствующего материально-технического обеспечения |
- Увеличение количества услуг, оказываемых в режиме «одного окна». - Увеличение доли реализованных предложений и рекомендаций членов Общественного совета при главе Администрации города Курска в общем числе поступивших предложений |
- Снижение удовлетворенности населения деятельностью Администрации города Курска. - Социальная напряженность и обострение политической ситуации |
С 2012 года организованы еженедельные медиаповоды для СМИ с целью освещения ими разносторонней деятельности Администрации города Курска и подготовка видеоматериалов для официального сайта Администрации города Курска, размещаемых под рубрикой «Главные события Курска» [5].
Открытости исполнительной власти муниципального образования «Город Курск» способствуют пресс-конференции руководителей Администрации города Курска, многочисленные интервью, а также ежемесячные выступления главы Администрации города Курска в прямом эфире курских телеканалов. В целях увеличения информированности аудитории вопросы курян, поступившие во время эфиров и представляющие широкий общественный интерес, а также ответы на них дублировались в газете «Городские известия».
Список литературы:
Нисневич, Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра [Текст] / Ю.А. Нисневич // Человек. Общество. Государство. – 2014. - №9. – С.23-27
Новосельский, С.О. Совершенствование механизмов формирования и функционирования управленческой команды в органах местного самоуправления / С.О. Новосельский, Е.Ю. Подосинников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы (электронный журнал). – 2015.- №2(5) Июнь. – С.97-101
Полякова, Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу [Текст] / Т.А. Полякова // Журнал российского права. – 2014. - №1. – С.20-25
Шевченко, А.В. Информационная устойчивость политической системы постиндустриального общества [Текст] / А.В. Шевченко // Журнал российского права. – 2015. - №7. – С.13-18
Официальный сайт Администрации Курской области. – [электронный ресурс] URL: http://adm.rkursk.ru
Экспертная оценка социологического опроса «Количественная и общая характеристика СМИ Центрально-Черноземного региона. Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ» . – [электронный ресурс] URL: http://mmdc.narod.ru
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 Сергей Николаевич Волобуев, Михаил Михайлович Ковалев