КИНО ЭПОХИ МОДЕРНА (АКЦИОНЕРНЫЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА)

Александр Алексеевич Бессолицын

Аннотация


В статье на основе архивных дел акционерных компаний в сфере киноиндустрии, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), а также опубликованных отчетов акционерных кинематографических обществ и научной литературы, проанализирована деятельность данных компаний, учрежденных в России в период третьей волны модернизации. На этом историческом этапе киноискусство, пришедшее в Россию в начале ХХ века в основном из Европы, может рассматриваться, как кино «эпохи модерна». Данный период оказался для России ярким, но хронологически непродолжительным и в основном завершился после Октября 1917 г. В рамках этого периода в России действовали филиалы известных французских кинокомпаний: «Гомон» и «Бр Пате», с которыми активно конкурировало акционерное кинематографическое общество «А. Ханжоков и Кo», оказавшееся наиболее эффективным среди отечественных фирм в сфере кинобизнеса. В статье рассмотрен механизм формирования акционерного общества, в том числе, участие учредителей и акционеров в управлении компанией, основные направления ее деятельности, распределение прибылей и выплата дивидендов и т.п. Кинематографические общества в условиях модернизации призваны были также решить проблему поднятия социокультурного уровня населения страны, однако, в силу разных причин решить данную проблему не удалось.


Полный текст:

PDF

Литература


Акторы российской имперской модернизации (XVIII – начало ХХ в.): региональное измерение. Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2016. – 316 с.

Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. М.: Наука, 2002. Т. 4. Кн. 1. 2006. – 701 с.

Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Аграф. 2007. – 496 с.

История Крыма: в 2 т. / отв. ред. А.В. Юрасов. М.: Кучково поле, 2018. Т. 2. С. 409-457.

К закладке первого русского кинематографического ателье // Вестник кинематографии. 1912. № 37. С. 16.

Кинематографические предприятия // Пегас. № 9-10. 1916. С. 162-163.

Ковалова А.О. Кинематограф в Петербурге (1907-1917). Кинопроизводство и фильмография. СПб., 2012. – 384 с.

Летопись российского кино. 1863-1929 / сост. В.Е. Вишневский [и др.]. Москва: Материк, 2004. – 698 с.

Лихачев Б.С. Кино в России (1896–1926 гг.): материалы к истории русского кино. – Ленинград: Academia, 1927. – 208 с.

Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М., 2003. - 280 с.

Озеров И.Х. Вопросы дня // Пегас. Журнал искусств. 1915. № 1. С. 85-87.

Сафонов С.Ф. Александр Ханжонков – первый кинопродюсер России. Ялта «Киноостров Крым», 2002. – 56 с.

Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. М.: Издательство Юрайт, 2020. – 182 с.

Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.): Энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М.: РОССПЭН, 2008. С. 1380-1382

Юбилейная картина «1812 г.» в отзывах печати // Вестник кинематографии. 1912. № 42. С. 5-6.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Александр Алексеевич Бессолицын