ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Наталия Сергеевна Хацаюк

Аннотация


статья посвящена комплексному анализу концепции функциональной грамотности в ее историческом и структурном развитии. Рассмотрен генезис понятия от его введения ЮНЕСКО до современных трактовок, включая интерпретацию А. А. Леонтьева, разграничивающую формальную и функциональную грамотность. Особое внимание уделяется периодизации и двухкомпонентной структурной модели В. А. Ермоленко, раскрывающей единство технологического и личностного аспектов. На основе анализа отечественных и международных источников определяются ключевые векторы развития данной категории в контексте требований современного образования. Исследование подчеркивает роль функциональной грамотности как основы образованности и компетентности личности в условиях динамичных социально-экономических преобразований

Полный текст:

PDF

Литература


UNESCO. (1957). World Illiteracy at Mid-Century. UNESCO Publishing. Retrieved from. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000005692 (дата обращения: 01.10.2025).

What you need to know about literacy. UNESCO Publishing. Retrieved from. – URL: https://www.unesco.org/en/literacy/need-know (дата обращения: 01.10.2025).

Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.

Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Нальчик, 1996. 95 с.

Ермоленко В. А. Становление и развитие концепции функциональной грамотности в отечественной и зарубежной педагогике // Вестник образования. 2018. № 5. С. 45–52.

UNESCO. (1978). Records of the General Conference, 20th session, Paris, 24 October to 28 November 1978, v. 1: Resolutions. UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000114032 (дата обращения: 01.10.2025).

Ермоленко В. А. Функциональная грамотность в современном контексте. М.: ИТОП РАО, 2002. 180 с.

Ермоленко В. А. Структура и содержание функциональной грамотности учащихся в условиях модернизации образования // Педагогика. 2015. № 8. С. 36–43.

Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 379 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040 (дата обращения: 01.10.2025).

Рудяков А. Н. Стратегические ориентиры современного филологического образования // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Вып. 15. М.; Симферополь, 2020. С. 3–8.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2025 Наталия Сергеевна Хацаюк