ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX вв.: НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ)

Татьяна Николаевна Кандаурова

Аннотация


Статья представляет развитие образовательного пространства России на рубеже XIX – XX вв. в исторической ретроспективе, трансформацию и формирование его новой конфигурации, включая основные компоненты, тенденции и траектории развития в условиях модернизации. Источниковую базу работы составляют ведомственная отчетная документация, законодательные материалы, статистика отдельных исследований по истории отечественного образования в пореформенный период.

Полный текст:

PDF

Литература


Баринова Е.П. Социальные практики дворянских организаций в 1897-1916 гг. //Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». 2021. № 4 (44). С. 18 – 31.

Борисова С.В. Симбирская 2-я мужская гимназия и пансион – приют им. императора Николая II (1911 - 1918) //Региональная идентичность в историческом и культурном пространстве России. VIII Сытинские чтения: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти историка С.Л. Сытина, Ульяновск, 25-26 сентября 2014. Ч. 2. Ульяновск, 2015. С. 186 – 202.

Бурлова Н.В. Вклад российских негосударственных высших учебных заведений в развитие отечественной культуры (На примере московских образовательных заведений конца XIX - начала XX вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. – 25 с

Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1908 год. Спб.: Сенатская типография, 1910. – XIII, 61, 251 с.

Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. – [4], XIV, 143, 251 с.: табл.

Всеподданнейший отчет по Морскому министерству за 1912 год. Пг.: Тип. Морского м-ва , 1913. – [2], III, 304 c., [9] л. ил., карт., табл.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1886 г. Спб., 1888. – X, 237, 129 с.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного вероисповедания за 1914 год. Пг.: Синодальная тип., 1916. – X, 328, 144 с.

Высочайше утвержденное Учреждение управления Кавказского края //ПСЗ РИ-3. Т. III. 1883 г. № 1522. Спб., 1886. С. 187 – 205.

Высочайше утвержденные, 26 мая 1904 г., Положение о сельскохозяйственном образовании и расписание должностей: в средних и низших сельскохозяйственных учебных заведениях. Спб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1904. – 39 с.

Гончар М.В. Образовательная деятельность сельских ремесленных учебных мастерских в начале ХХ века на юге Украины //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 2. С. 1 – 11.

Гончаров М.А., Плохова М.Г. Священный Синод и его роль в системе подготовки педагогических кадров в дореволюционной России //Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 80 – 88.

Донин А.Н., Фролкин П.П. Возникновение негосударственного высшего образования в России в начале XX века //Вестник Саратовского государственного социально-экономического ун-та. 2012. № 4 (43). С. 156 – 158.

Дубровина А.В. Личная история В.А. Морозовой. Мотивы благотворительной и общественной деятельности //Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 44 – 52.

Задворнова Е.Е., Караблин В.В. Политика государства и организация учебной работы в железнодорожных училищах в дореволюционной России //Социум и власть. 2013. № 2 (40). С. 125 – 128.

Закон о государственной росписи доходов и расходов на 1916 г. Пг.: [б. и.], 1916. Приложения. С. 344.

Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1898 год. Спб.: Лештуковская паровая скоропечатня П.О. Яблонского,1901. – [4], IV, 610, 93 с.: табл.

Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 – 1902. /Сост. С.В. Рождественский. Спб.: М-во нар. просвещения, 1902. - II, 785, [4] с., 24 л. илл.

Книга М.Д. Исторический опыт деятельности первых сельско-хозяйственных институтов Российской империи //Вестник Брянского государственного ун-та. 2016. № 3. С. 32 – 37.

Кочурина С.А. Учительские институты Западной Сибири и их роль в подготовке педагогических кадров (1902 – 1920 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2005. – 26 с.

Лямин В.В. Ставропольский учительский институт (1912 – 1920 гг.): к истории подготовки педагогических кадров в регионе //Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 9 (2). C. 50 – 62.

Масанова М.Д. Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № 1. С. 174 – 180.

Материалы по коммерческому образованию. Вып. IV. Отчет о состоянии коммерческого образования в России за 1903-4 уч. год в учебных заведениях ведомств Министерства финансов. Спб., тип. А.В. Орлова, 1905. – VII, 103 с.

Машинистова Н.В. История становления дополнительного образования детей в России // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 38 – 42.

Моисеев А.И. Медицинский совет МВД. Краткий исторический очерк. СПб., 1913. – 42 с.

Морозов С.Д. Военное образование в России на рубеже XIX – XX вв. //Военно-исторический журнал. 1998. № 5. С. 83 – 91.

Низамова М.С. Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учительских кадров (1864 – 1917 гг.) //Вестник Саратовского государственного социально-экономического ун-та. 2008. № 3. С. 137 – 139.

Осокина О.А. Становление и развитие государственно-общественной системы высшего образования в России: традиции и современность: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. – 19 с.

Обзор деятельности Министерства земледелия и государственных имуществ за 1914 год. Пг., 1915. – 367 с.

Отчет Медицинского департамента Министерства внутренних дел за 1887 год. Спб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1889. – III, XV, 336, [1] c.: табл.

Отчет Художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела, в с.Б. Красном, Костромской губ. за 1908/1909 уч. год. Кострома: Тип. Т.П. Покровской, 1910. – 21 с.

Отчет Художественно-ремесленной учебной мастерской плотнично-столярного и картонажного дела имени С.Н. Коломенкина в г. Воронеже за 1910-11 уч. год. Воронеж, 1911. – 19 с.

Отчет сельской ремесленной учебной мастерской имени А.Д. Воденикова в селе Глебове, Рыбинского уезда, Ярославской губ. за 1914 год : (6 отчетный год) : С 1 янв. 1914 г. по 1 янв. 1915 г. Спб,, 1915. – 102 с.

Павлидис В.Д. Развитие системы средних сельскохозяйственных учебных заведений в России в середине XIX – начале XX вв. //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. 2015. № 15. С. 12 – 18.

Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства финансов, Расписание должностей в художественно-промышленных учебных заведениях ведомства Министерства финансов [Утв. 10 июня 1902 г.]. Спб. : тип. А.В. Орлова, [1902]. – 30 с.

Положение о технических железнодорожных училищах, утвержденное 7 апреля 1886 г. с изменениями по утвержденным 26 декабря 1888 г., 8 апреля 1891 г. и 28 февраля 1894 г. мнениям Государственного совета. [Спб., 1894]. – 10 с.

Пономарева В.В. Программа социализации воспитанниц в женских институтах Мариинского Ведомства (конец XIX – начало XX в. ) // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 2013. № 5. С. 12 – 26.

ПСЗ РИ-3. Т. XVII. 1897. № 13846. Спб., 1900. С. 109 – 112.

ПСЗ РИ-3. Т. XIX. Ч. 1. 1899 г. № 16950. Спб., 1901. С. 536– 538.

Рыжов А.Н. Ремесленные учебные мастерские как малоизученный тип профессиональных учебных заведений Российской империи начала XX века //Проблемы современного образования». Интернет-журнал. 2021. № 4. С. 107 – 118.

Савчук Г.В. Золотое дело мецената // Донской временник. 2005. Вып. 13. С. 112-116. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m12/0/art.aspx?art_id=587 (дата обращения: 29.04.2025).

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 8. Царствование императора Александра III. 1881-1883. – СПб.: Тип. Товарищ. «Обществ. Польза», 1892. – Стлб. 1424 – 1427, 1290 – 1322.

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 10: Царствование императора Александра III, 1885-1888 годы. – Спб.: тип. Т-ва «Обществ. Польза», 1894. – 1490, 130 стб., [4].

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование государя императора Николая II. 1897-1898. Т. 15. Спб.; тип. Т-ва «Обществ. Польза», 1902. – 1076 с.

Симбирский дворянский Пансион-приют имени императора Николая II. - Симбирск, Б.и, 1904. – 20 с.

Столетие Военного министерства. 1802 – 1902. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. /Сост. Н.А. Соколов, под ред. В.П. Петрова. Т. X. Ч. III. Спб., 1914. С. 105 – 152.

Сулейманова Р.Р. Дворянский пансион-приют, как особый тип воспитательного учреждения //Дворянское наследие в конструировании гражданской идентичности: материалы Всерос. науч. студенческой конференции. - Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2013. – С. 247 – 249.

Третьяков А.В. Формирование системы сельскохозяйственного образования в России второй половины XIX - начала XX веков //Научные ведомости БелГУ. 2015. № 13 (210). Выпуск 35. С. 103 – 110.

Устав земледельческих училищ М. Г. И. Горецкого, Харьковского, Казанского, Мариинского и Уманского. Спб.: Тип. В. Киршбаума, 1888.–25 с.

Устав художественно-ремесленной учебной мастерской имени М.В. Попова в Нахичевани на Дону, утвержден 18 мая 1905 года. Спб: тип. А.В. Орлова, 1905. – 15 с.

Устав художественно-ремесленной учебной мастерской в с. Чебаксе, Казанского уезда и губернии: утвержден 10 апреля 1910 г. Казань: Тип. Д.М. Гран, [1910]. – 6 с.

Устав Тульской Художественно-ремесленной учебной мастерской. Текст утвержден 19 декабря 1911 года. Тула: Тип. М.Д. Фортунатова, [1911]. – 19 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2025 Татьяна Николаевна Кандаурова