СУФИЙСКИЙ ОРДЕН МЕВЛЕВИ В КРЫМУ В XIV–XIX ВЕКАХ

Алексей Николаевич Сухоруков

Аннотация


В настоящей работе проводится исследование функционирования суфийского ордена “мевлеви” на территории Крыма на протяжении длительного периода с нача XIV по конец XIX века. На основании свидетельств средневековых учёных отмечается, что последователи Джелаладдина Руми, идейного вдохновителя ордена мевлеви, оказались в Крыму уже в конце XIII века. Наибольшего распространения орден мевлеви в Крыму достиг во время Крымского ханства, находясь под покровительством правящей династии Гираев. После установления в Крыму советской власти орден мевлеви трансформировался в особую местную суфийскую традицию «саади», вобрав в себя элементы ордена йасавийа.

Полный текст:

PDF

Литература


Абдулаева Г. Святая обитель суфиев // Татарский мир. – 2009. – № 6. – С.16.

Абдульваапов Н. Художественные произведения религиозно-суфийского содержания в собрании рукописных и старопечатных книг Ханского дворца-музея в Бахчисарае / Н. Абдульваапов // Культура народов Причерноморья. – 2005. – № 57. – Т. 2. – С. 92–98.

Абдульваапов Н. Суфизм и начальный этап активного распространения ислама в Крыму // Культура народов Причерноморья. – № 79. – 2006. – С. 140-149.

Абдульваапов Н. Суфизм в Крыму и крымскотатарская религиозно-суфийская литература: основные направления исследований / Н. Абдульвапов / Труды НИЦ крымскотатарского языка и литературы. КИПУ. Сборник. Т.1. – Симферополь : КРИ “Издательство Крымучпедгиз”, 2011. – С. 135–158.

Абдульваапов Н.Р. Суфизм и крымскотатарская поэзия дивана // Ученые записки Таврического национального университета им. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». – Симферополь. – 2013. – Т. 26 (65). – № 1, ч. 1. – С. 231-240.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. – Пер. с перс. И.Р. Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой / Общ. и научн. ред., предисл., коммент. И.Р. Гибадуллина. – Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. – 1044 с.

Бартольд В. В. Челеби // Бартольд В.В. Сочинения. – М.: Наука, 1968. – Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. – 759 с.

Брилёв Д.В. Суфизм в Крыму под властью Российской империи / Брилёв Д.В. // Религиоведческие исследования = Researches in Religious Studies. – 2016. – №2. (14). – M., 2016. – С.61-86.

Загидуллин И. Институты суфизма в Крыму // Суфизм как социокультурное явление в российской умме: материалы Всероссийской научно-практической конференции, (Казань, 21 ноября 2006 г.). Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007.

Зайцев И.В. Ислам в Крыму в XIV-XVIII веках // 2015 / Золотоордынское обозрение. Казань. – № 2. – 2015. – С.103-128.

Ибн Баттута (пер. Гибба). – Travels of Ibn Battuta. Trad. H. A. R. Gibb, Vol.2. Hakluyt Society, 1962.

Иванов А.А. Надписи из Эски-Эрта /Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI веках. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1989. – с.24-31.

Книга путешествий. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.). – Симферополь: Дар, 1999. – 345 с.

Коцюбинский М. Под минаретами / М. Коцюбинский // Киевская старина. – 1905. – Т. 88. – Кн. 3. – 176 с.

Коцюбинський М. Твори в семи томах. Том 2. Повісті і оповідання (1897-1908). – К: Наукова думка, 1974.

Крамаровский М. Г. Крым и Рум в XIII-XIV столетиях (Анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение, №1 / 2016, Казань, с.55-88.

Мамутова З.А. Рукописные книги XIII–XV веков по изучению основ ислама в фондах КРУ “Бахчисарайский историко-культурный заповедник” // Східний світ . – 2014. – № 1. – С. 48-54.

Миргалеев И.М. Золотоордынский богослов Абу Бакр Каландар // Сборник статей участников Международной конференции «Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения». – Казань, 27-28 мая 2014г., – С. 241-243.

Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. Издание 17-е. Одесса: Типография Э. Шмида (бывш. Шульце), 1908.

Москвич Г. Путеводитель по Крыму / Г. Москвич. – СПб., 1913. – 157 с.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1836. СПб, 1837, Т. 11, Отделение 1, С.133-134 (№ 8881).

Путешествие в Крым и Константинополь в 1786 году милади Кравен. М.: Университетская типография у Ридигера и Клаудия, 1795.

Резюме “Истории” Тохта Бая / Транcкрипция и перевод на рус. яз. Н. Сейитяхъя // Научный бюллетень (Орган НИЦ КГИПУ). – 2002. – № 2. – С. 3-8

Ромм Ж. Путешествие в Крым в 1786 году. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1941.

Руми Джалал ад-дин. Маснави-йи манави («Поэма о скрытом смысле»). Первый дафтар (байты 1-4003) – Пер. с перс. О. Ф. Акимушкина, Ю. А. Иоаннесяна, Б.В. Норика, А.А. Хисматулина, О.М. Ястребовой / Общ., науч. редакция и указ. А.А. Хисматулина. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. – 448 с.

Сумароков П. Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду. Часть I. СПб.: Императорская типография, 1803.

Сухоруков А.Н. Персидский язык в Крыму до 20-го века / Актуальные проблемы отечественной и зарубежной иранистики. – Казань, 2015. – с.139-167

Усеинов Т. Б. Религиозно-суфийская литература Крымского ханства // Культура народов Причерноморья. – 2001. – №26. – С.289-291

Шевляков М. Крымская Азия. Бахчисарайские впечатления // Исторический вестник. № 30. 1909. Т. 7.

Эмиров Р. С. Дервиши в духовной культуре крымских татар // Культура народов Причерноморья. – 2011. – № 199. – Т. 1. – С.90-91.

Ahmed Eflaki. Ariflerin menkibeleri. Farscadan ceviren: Tahsin Yazici / Ahmed Eflaki. – Istanbul, Kabalci yayinlari, 2012. – 813 s.

Ebu Abdullah Muhammed ibn Battut Tanci Ibn Battuta seyahat namesi. Ceviri, inceleme ve Notlar: A.Sait Aykut. – Istanbul, Yapi Kredi Yayinlari, 2000. – Cilt 1–2. – 1104 s.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Алексей Николаевич Сухоруков